Недавно назначенный Владимиром Зеленским на пост начальника Генерального штаба ВСУ генерал-лейтенант Руслан Хомчак поделился своими воспоминаниями о трагических событиях тех дней
Об этом сообщает УНИАН
Руслан Хомчак во время боев за Иловайск возглавлял сектор «Б» украинской армии. Выходил из окружения летом 2014 года в составе группы из 14 человек. Украинские военные несколько дней ничего не ели, а из питья была доступна только речная вода из Кальмиуса. Среди них был и тяжелораненный боец. Сам Хомчак несколько раз находился на грани гибели.
«Для меня этот бой не закончился, потому что до сих пор неизвестна судьба многих, кто пропал без вести… Это все — бремя в моей душе. Но я ни перед кем глаза не опускаю. Не потому, что я такой бесстрашный, а потому, что я сделал все, что мог сделать. Наверное, главная моя проблема в том, что я остался жив», — заявил он, комментируя бои за Иловайск.
Хомчак подчеркнул, что имел такую же возможность погибнуть, как и все, поэтому ему не стыдно. «Я сделал все, что я мог в той ситуации. Тогда наличие генерала там (в Иловайске – прим. ред.) было элементом сдерживания для бойцов. Потому что все смотрят, что генерал здесь, он не дурак, он себя уважает, не убегает, значит, мы тоже будем воевать. Хотя у меня были ситуации, когда мне говорили, что все уже оставляют Иловайск, а я говорил — «нет, я на месте», тогда все — «мы воюем дальше», — добавил он.
В целом он отметил, что в составе группы вышел из Иловайска в безопасную зону в город Комсомольск в 4-5 часов утра 31 августа. «Когда мы выходили, я связался с руководителем АТО, генералом Муженко по телефону и сказал, чтобы прислали вертолет, потому что у нас раненые. Наша группа состояла из 14 человек, мы с собой тащили бойца, тяжело раненного в плечо», — отметил он.
Генерал заметил, что после выхода их вывезли в Старую Ласпу, туда подходила первая бригада оперативного назначения Нацгвардии, они оказали помощь раненому. «Кофе и чаем нас угостили, потому что не ели несколько дней вообще, а воду пили из Кальмиуса…», — отметил Хомчак.
После этого за нами прибыл вертолет. «Мы прилетели в шестьдесят первый госпиталь. Я там пересел в другой вертолет, с десантниками, через 50 минут был в штабе АТО в Краматорске и сидел перед руководителем АТО, командующим Нацгвардией, министром обороны. Доложил им всю ситуацию. Это было 8-9 часов утра 31 августа. А на утро 1 сентября я был в Администрации президента и докладывал о положении дел президенту», — добавил он.
По словам Хомчака, все, кто выходили из Иловайска, — герои. «Речь не о том, чтобы всем дать Героя Украины, но их надо назвать. Они заслужили быть героями. Люди храбро воевали… Ситуация трагическая, но, возможно, и ситуация переломила ход всего, что есть», — сказал он.
«Мы не знаем, что было бы, какой бы сейчас была линия столкновения, если бы не было той ситуации. Поэтому людей — и мертвых, и живых — надо поблагодарить, что они тогда не сдались, они не убегали в РФ, они действительно воевали достойно. Это был момент, когда россияне поняли, что дальше идти нельзя, потому что украинцы идут на смерть, но не сдаются. Я хочу, чтобы эта трагическая ситуация была более поучительной и выводы были более широкими и понятными. Там была проявлена воля украинского народа. Там было показано, что добробаты — это не какие-то нацисты, пришедшие убивать, людей вешать, а которые вместе с военными рядом воюют», — подчеркнул генерал.
Как сообщал портал Стена, Зеленский объявил чистки в армии: «дубовых» совдеповских генералов погонят метлой
Также Стена писала, что Гриценко отреагировал на назначение Хомчака главой Генштаба — ошибся Зеленский или нет